АННОТАЦИЯ
рабочей программы учебной дисциплины
СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПСИХОЛОГИИ
1. Общая трудоемкость: 6 ЗЕТ
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Учебная дисциплина СМиИТвП относится к Блоку 1 «Дисциплины (модули)», базовой части.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания и умения, формируемые предшествующими дисциплинами, которые осваиваются студентами в рамках учебных дисциплин бакалавриата: логика, математика, информатика и другие.
Знания, умения и навыки, формируемые учебной дисциплиной СМиИТвП, необходимы для прохождения преддипломной практики и научно-исследовательской работы.
3. Цели дисциплины «Статистические методы и информационные технологии в психологии» (СМиИТвП): сформировать систему научно-практических психологических знаний об особенностях и специфике теории, методики и техники статистических методов и информационных технологий в психологии.
4. Содержание дисциплины.
Раздел 1. Информационные технологии в психологии (1 семестр)
Модуль 1: «Прикладные информационные технологии в работе психолога»
Классификация ИС. Прикладные и инструментальные системы. Фактографические и документальные ИС. Основные принципы создания баз данных. Обзор современных СУБД. Интеллектуальные карты (mind map). ИТ и психодиагностика.
Модуль 2 «Коммуникационные технологии в работе психолога».
Телекоммуникационные технологии. Облачные технологии. Технологии открытого и дистанционного образования. Применение сервисов современных компьютерных сетей в работе психолога. Системы взаимодействия психологического сообщества в сети Интернет: чаты, блоги, форумы, социальные сети. Электронные ресурсы. Электронные библиотеки и библиографические системы
Раздел 2 «Статистические методы в психологии» (2 семестр)
Модуль 1. Методы первичной и вторичной статистической обработки данных
Упорядочивание. Ранжирование. Группировка. Меры центральной тенденции. Меры разброса (изменчивости). Наглядное представление данных исследования. Основные формы наглядного представления данных (таблицы, схемы, диаграммы, графики). Схема и таблица как способы передачи содержания. Метод альтернативных гипотез. Ошибки первого и второго рода. Методы количественного анализа данных.
Модуль 2. Статистический анализ данных:
Методология статистического анализа. Методы статистического вывода и проверки гипотез. Многомерные методы и модели. Аналитическое сравнение групповых значений. Группировка количественных переменных. Корреляционный анализ. Регрессионный анализ. Факторный анализ. Кластерный анализ. Контент-анализ.
5. Дополнительная информация
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ОС ВО ЮФУ по данному направлению подготовки:
УК-1: способность осуществлять научный поиск, анализ информации, продуцировать эффективные решения и представлять результаты научно-исследовательской работы с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
ОПК-1: способность к организации и проведению научно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе на основе междисциплинарного подхода.
ПК-2: готовность модифицировать, адаптировать существующие и создавать новые методы и методики научно-исследовательской и практической деятельности в определенной области психологии с использованием современных информационных технологий.
ПК-4: готовность представлять результаты научных исследований в различных формах (научные публикации, доклады) и обеспечивать психологическое сопровождение их внедрения.
Формы контроля: собеседование, групповой опрос, проектное задание, контрольная работа, отчет «Статистический анализ данных». Форма промежуточной аттестации: зачет.