ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ

1. Общая трудоемкость: 5 ЗЕТ. (3 ЗЕТ - второй семестр,  2 ЗЕТ - третий семестр)

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Учебная дисциплина относится к дисциплинам по выбору вариативной части блока 1 «Дисциплины (модули)», является дисциплиной по выбору. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы общие представления о человеке, психике, личности, профессиональной деятельности, формируемые в рамках общего среднего образования. Учебная дисциплина «Психология профессионального саморазвития» способствует более осознанному выбору студентами дальнейшей образовательной и профессиональной траектории.

3. Цель дисциплины: повысить профессиональную компетентность специалиста путем расширения знаний о профессиональной деятельности и личности профессионала, развития компетенций студентов в сферах самосовершенствования, делового общения и работы в команде.

4. Содержание дисциплины

Раздел 1. Личность профессионала.

Понятие личности и факторы личностного становления. Характеристика юношеского возраста. Жизненное и профессиональное самоопределение. Самопознание: направленность личности, цели и ценности, характер, когнитивные, творческие, коммуникативные, лидерские и организаторские способности. Учебная и профессиональная деятельность как способ самореализации личности. Учебная группа и профессиональная команда как контекст развития.

Раздел 2. Психология профессиональной деятельности и профессионального саморазвития

Человек как субъект трудовой деятельности. Профессиональная пригодность, готовность, компетентность. Профессиональная мотивация. Кризисы профессионального становления личности. Внешние и внутренние факторы в развитии профессионала. Профессиональное саморазвитие. Характеристики саморазвития: целенаправленность, осознанность, этапность. Мотивы саморазвития. Осмысление жизненного пути и постановка жизненных целей. Планирование карьеры. Личностные качества (целеустремленность, интернальность, рефлексивность) и способность к саморегуляции как факторы профессионального саморазвития. Самоорганизация и психическая саморегуляция в профессиональном развитии.

Раздел 3. Межличностная коммуникация и работа в коллективе.

Структура, виды, функции и средства общения. Общение как коммуникация. Барьеры общения. Восприятие и понимание людьми друг друга. Технологии эффективной коммуникации. Личностные качества человека, определяющие успешность его коммуникации. Формы контакта и влияния. Средства, методы психологического воздействия. Малая группа, коллектив, команда. Психологические явления в трудовом коллективе: групповое мнение, групповое настроение, групповые традиции, нормы и групповые потребности. Лидерство и руководство. Процесс принятия группового решения. Межличностные отношения и социально-психологический климат в коллективе.

Раздел 4. Психология делового общения.

Социально-психологические процессы делового общения: структура, виды и формы делового общения. Деловая беседа как основная форма делового общения. Техника и тактика аргументирования. Социально-психологические процессы делового общения: содержание и динамика. Психологические особенности публичного выступления. Создание Я-образа и формирование имиджа: самопрезентация. Самопрезентация при приеме на работу. Технологии эффективного делового общения.

5. Основные образовательные технологии: традиционные, характерные лекционно-семинарской форме обучения и интерактивные технологии: дискуссия, круглый стол, деловая игра, психологический тренинг. Формы текущего контроля: собеседование, деловая игра, дискуссия, круглый стол, эссе. Формы рубежного контроля: контрольная работа, индивидуальное творческое задание. Форма промежуточной аттестации: дифференцированный зачет.