Дисциплина «Когнитивная психология и нейронаука» (КПиН) призвана формировать у обучающихся общих представлений о психологических и нейрофизиологических закономерностях познавательной деятельности человека (восприятия, анализа, запоминания, передачи и использования информации человеком), а также умения использовать эти знания при анализе психологических данных, связанных с переработкой информации.
Задачи:
- изучение фундаментальных нейрофизиологических механизмов функционирования познавательной сферы человека на молекулярном, клеточном, синаптическом и структурном уровнях;
- развитие представлений о естественнонаучных основах функционирования познавательной деятельности человека;
- ознакомление с современными методами нейрофизиологических исследований когнитивных процессов и прикладными направлениями в области когнитивной психологии;
- формирование умений использовать знания о мозговых механизмах познавательной деятельности в прикладных целях, связанных с проектированием систем «мозг – компьютер».
- Лектор курса: Восковская Людмила Васильевна
Курс предназначен для магистрантов, обучающихся по направлению 37.04.01 - Психология.
- Лектор курса: Эксакусто Татьяна Валентиновна
- Лектор курса: Истратова Оксана Николаевна
- Лектор курса: Истратова Оксана Николаевна
Цели дисциплины «Модуль проектной деятельности»: внедрение метода проектного обучения, направленного на решение профессионально-ориентированных задач, развитие личностных и профессиональных качеств, необходимых конкурентоспособному специалисту; развитие готовности и способности магистрантов к организации и проведению проектной деятельности как основы прогресса современного общества.
- Лектор курса: Ерохина Наталья Викторовна
- Лектор курса: Лызь Наталья Александровна
ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ
1. Общая трудоемкость: 5 ЗЕТ.
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Учебная дисциплина «Психология профессионального саморазвития» относится к Блоку 1 «Дисциплины (модули)», части, формируемой участниками образовательных отношений, является элективной дисциплиной. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы общие представления о человеке, психике, личности, профессиональной деятельности, формируемые в рамках общего среднего образования. Учебная дисциплина «Психология профессионального саморазвития» способствует более осознанному выбору студентами дальнейшей образовательной и профессиональной траектории.
3. Цель дисциплины: расширение знаний о профессиональной деятельности и личности профессионала, развитие компетенций студентов в сферах саморазвития, самообразования, делового общения и работы в команде.
4. Содержание дисциплины
Раздел 1. Личность профессионала.
Понятие личности и факторы личностного становления. Характеристика юношеского возраста. Жизненное и профессиональное самоопределение. Самопознание: направленность личности, цели и ценности, характер, когнитивные, творческие, коммуникативные, лидерские и организаторские способности. Учебная и профессиональная деятельность как способ самореализации личности. Учебная группа и профессиональная команда как контекст развития.
Раздел 2. Психология профессиональной деятельности и профессионального саморазвития
Человек как субъект трудовой деятельности. Профессиональная пригодность, готовность, компетентность. Профессиональная мотивация. Кризисы профессионального становления личности. Внешние и внутренние факторы в развитии профессионала. Профессиональное саморазвитие. Характеристики саморазвития: целенаправленность, осознанность, этапность. Мотивы саморазвития. Осмысление жизненного пути и постановка жизненных целей. Принципы и инструменты тайм-менеджмента и целеполагания. Планирование карьеры. Личностные качества (целеустремленность, интернальность, рефлексивность) и способность к саморегуляции как факторы профессионального саморазвития. Самоорганизация и психическая саморегуляция в профессиональном развитии.
Раздел 3. Межличностная коммуникация и работа в коллективе.
Структура, виды, функции и средства общения. Общение как коммуникация. Барьеры общения. Восприятие и понимание людьми друг друга. Технологии эффективной коммуникации. Личностные качества человека, определяющие успешность его коммуникации. Формы контакта и влияния. Средства, методы психологического воздействия. Малая группа, коллектив, команда. Психологические явления в трудовом коллективе: групповое мнение, групповое настроение, групповые традиции, нормы и групповые потребности. Лидерство и руководство. Процесс принятия группового решения. Межличностные отношения и социально-психологический климат в коллективе.
Раздел 4. Психология делового общения.
Социально-психологические процессы делового общения: структура, виды и формы делового общения. Деловая беседа как основная форма делового общения. Техника и тактика аргументирования. Социально-психологические процессы делового общения: содержание и динамика. Психологические особенности публичного выступления. Создание Я-образа и формирование имиджа: самопрезентация. Самопрезентация при приеме на работу. Технологии эффективного делового общения.
Формы текущего контроля: собеседование, деловая игра, дискуссия, кейс, практические работы, эссе.
5. Форма промежуточной аттестации: зачет.
- Лектор курса: Лызь Александр Евгеньевич
1. Общая трудоемкость: 8 ЗЕТ.
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Учебная дисциплина «Экспертиза пользовательского интерфейса» относится к Блоку 1. Дисциплины (модули), к части программы магистратуры «Эргодизайн пользовательского интерфейса» по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика, формируемой участниками образовательных отношений.
3. Цели освоения дисциплины «Экспертиза пользовательского интерфейса» – сформировать у магистрантов:
– систему инженерно-психологических и эргономических научных знаний, знаний о критериях удобства использования программных проектов и методах их оценки и измерения, способствующих обеспечению эффективности человеко-машинного взаимодействия;
– навыки и умения по решению задач, возникающих в практике инженерно-психологического и эргономического обеспечения систем «человек–машина» (СЧМ), при проведении инженерно-психологической экспертизы программных проектов.
Задачи:
– обеспечить ориентировку магистрантов в специфических психологических составляющих труда в СЧМ;
– сформировать умения проведения и обработки результатов инженерно-психологических, эргономических исследований СЧМ;
– сформировать знания о критериях оценки программных проектах, принципах и технологиях проектирования, разработки, реализации, поддержки и управления проектами при создании сложных программных продуктов, а также обеспечение качества и надежности программного обеспечения;
– сформировать практические навыки по оценке удобства использования и качества программных проектов;
– сформировать навыки разработки методологии проведения инженерно-психологической, эргономической экспертизы для различных классов программного обеспечения;
– сформировать умения проведения инженерно-психологических экспертиз программных проектов.
4. Содержание дисциплины
Модуль 1. Основы инженерной психологии и эргономики.
1.1. Система «человек–машина». Определение инженерной психологии и эргономики: цель и задачи; методы; связь инженерной психологии, эргономики с другими науками; методологические принципы и системный подход. Система «человек–машина» (СЧМ): классификация, общие и частные параметры описания, функции составляющих, этапы существования. Показатели качества систем «человек–машина». Иерархическая структура эргономических показателей – целостная эргономическая характеристика (эргономичность СЧМ), комплексные (управляемость, обслуживаемость, освояемость и обитаемость СЧМ), групповые (социально-психологические, психологические, физиологические, антропометрические, гигиенические) и единичные показатели.
1.2. Инженерно-психологическое сопровождение СЧМ. Особенности операторской деятельности. Психологический анализ операторской деятельности: поэтапная декомпозиция; структура, характеристики и влияющие факторы основных процессов в деятельности оператора; целевые структуры; мотивы и потребности; планирование деятельности и виды управления; функциональные состояния человека-оператора. Психофизиологическая характеристика процесса приема информации. Процессы памяти. Принятие решения в деятельности оператора. Оперативное мышление, классы проблемностей. Психологические аспекты проблемы принятия решения. Управляющие действия оператора. Рабочие движения человека-оператора. Связь восприятия и движения. Антропометрические характеристики. Инженерно-психологическое проектирование СЧМ. Инженерно-психологическая оценка СЧМ. Место инженерно-психологической оценки среди задач инженерной психологии. Виды, принципы, критерии и процедуры инженерно-психологической оценки.
Модуль 2. Инженерно-психологическая экспертиза ПИ
2.1. Оценка качества программных проектов. Введение. Основные понятия эргономики, инженерно-психологической экспертизы. Организация инженерно-психологической экспертизы. Содержание, порядок и методика проведения инженерно-психологической экспертизы. Требования к составу и квалификации экспертов. Оформление результатов экспертизы. Основные стандарты качества программных проектов.
2.2. Оценка эргономичности (удобства использования) программных проектов. Оценка пользовательского интерфейса. Формирование наборов проектных эргономических требований. Разработка замечаний, рекомендаций по повышению эффективности и удобства использования, проектных решений, улучшающих потребительские свойства продукта. Изучение технологий оценки деятельности пользователей при работе с компьютерными продуктами (ФАПС, Tobii, Observer XT, Morae). Качественный и количественный анализ рисков проекта.
5. Формы рубежного контроля: контрольная работа. Форма промежуточной аттестации:экзамен
- Лектор курса: Картавенко Михаил Валерьевич
- Лектор курса: Лызь Александр Евгеньевич
- Лектор курса: Лызь Наталья Александровна