1. Общая трудоемкость: 8 ЗЕТ.

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Учебная дисциплина «Экспертиза пользовательского интерфейса» относится к Блоку 1. Дисциплины (модули), к части программы магистратуры «Эргодизайн пользовательского интерфейса» по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика, формируемой участниками образовательных отношений.

3. Цели освоения дисциплины «Экспертиза пользовательского интерфейса» – сформировать у магистрантов:

– систему инженерно-психологических и эргономических научных знаний, знаний о критериях удобства использования программных проектов и методах их оценки и измерения, способствующих обеспечению эффективности человеко-машинного взаимодействия;
– навыки и умения по решению задач, возникающих в практике инженерно-психологического и эргономического обеспечения систем «человек–машина» (СЧМ), при проведении инженерно-психологической экспертизы программных проектов.

Задачи:
– обеспечить ориентировку магистрантов в специфических психологических составляющих труда в СЧМ;
– сформировать умения проведения и обработки результатов инженерно-психологических, эргономических исследований СЧМ;
– сформировать знания о критериях оценки программных проектах, принципах и технологиях проектирования, разработки, реализации, поддержки и управления проектами при создании сложных программных продуктов, а также обеспечение качества и надежности программного обеспечения;
– сформировать практические навыки по оценке удобства использования и качества программных проектов;
– сформировать навыки разработки методологии проведения инженерно-психологической, эргономической экспертизы для различных классов программного обеспечения;
– сформировать умения проведения инженерно-психологических экспертиз программных проектов.

4. Содержание дисциплины

Модуль 1. Основы инженерной психологии и эргономики.

1.1. Система «человек–машина». Определение инженерной психологии и эргономики: цель и задачи; методы; связь инженерной психологии, эргономики с другими науками; методологические принципы и системный подход. Система «человек–машина» (СЧМ): классификация, общие и частные параметры описания, функции составляющих, этапы существования. Показатели качества систем «человек–машина». Иерархическая структура эргономических показателей – целостная эргономическая характеристика (эргономичность СЧМ), комплексные (управляемость, обслуживаемость, освояемость и обитаемость СЧМ), групповые (социально-психологические, психологические, физиологические, антропометрические, гигиенические) и единичные показатели.

1.2. Инженерно-психологическое сопровождение СЧМ. Особенности операторской деятельности. Психологический анализ операторской деятельности: поэтапная декомпозиция; структура, характеристики и влияющие факторы основных процессов в деятельности оператора; целевые структуры; мотивы и потребности; планирование деятельности и виды управления; функциональные состояния человека-оператора. Психофизиологическая характеристика процесса приема информации. Процессы памяти. Принятие решения в деятельности оператора. Оперативное мышление, классы проблемностей. Психологические аспекты проблемы принятия решения. Управляющие действия оператора. Рабочие движения человека-оператора. Связь восприятия и движения. Антропометрические характеристики. Инженерно-психологическое проектирование СЧМ. Инженерно-психологическая оценка СЧМ. Место инженерно-психологической оценки среди задач инженерной психологии. Виды, принципы, критерии и процедуры инженерно-психологической оценки.

Модуль 2. Инженерно-психологическая экспертиза ПИ

2.1. Оценка качества программных проектов. Введение. Основные понятия эргономики, инженерно-психологической экспертизы. Организация инженерно-психологической экспертизы. Содержание, порядок и методика проведения инженерно-психологической экспертизы. Требования к составу и квалификации экспертов. Оформление результатов экспертизы. Основные стандарты качества программных проектов.

2.2. Оценка эргономичности (удобства использования) программных проектов. Оценка пользовательского интерфейса. Формирование наборов проектных эргономических требований. Разработка замечаний, рекомендаций по повышению эффективности и удобства использования, проектных решений, улучшающих потребительские свойства продукта. Изучение технологий оценки деятельности пользователей при работе с компьютерными продуктами (ФАПС, Tobii, Observer XT, Morae). Качественный и количественный анализ рисков проекта.

5. Формы рубежного контроля: контрольная работа. Форма промежуточной аттестации:экзамен