Общая трудоемкость (в ЗЕТ) – 2 ЗЕТ

Место дисциплины в структуре образовательной программы

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» преподается всем студентам ИКТИБ ЮФУ. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: «Основы безопасности жизнедеятельности», «Математика», «Физика», «Химия», «Биология», «Обществознание», «Экология» в объеме средней общеобразовательной школы, а также «Введение в инженерную деятельность», «Культура здоровья» в рамках программы вуза:

- знание базовых основ поведения человека в чрезвычайных ситуациях на бытовом уровне; основных физических и химических закономерностей; базовых принципов строения и функционирования живых организмов, экосистем и биосферы; видов нормативно-правовых документов, используемых в РФ; способов сохранения и защиты здоровья;

- умения проводить математические расчеты; решать физические и химические задачи; распознавать биологические и экологические объекты; анализировать нормативно-правовые акты; идентифицировать проблемы, требующие инженерных решений; принимать научно-обоснованные решения по сохранению здоровья своего и окружающих;

- навыки идентификации биологических, химических, физических, экологических проблем и их различения; принятия решений об обеспечении безопасности себя и близких; простейшие навыки оказания первой помощи пострадавшим и защиты здоровья.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: «Безопасность информационных технологий». В целом, успешное изучение дисциплины позволяет студентам в ходе дальнейшего обучения учитывать аспекты безопасности в профессиональной деятельности при освоении любых профессиональных знаний, умений и навыков, а также способствует успешности прохождения производственной практики и подготовки выпускной квалификационной работы.

 Цель изучения дисциплины: формирование профессиональной культуры безопасности как готовности и способности личности использовать приобретенные знания, умения и навыки для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, такого характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета; формирование компетенций, необходимых для сохранения жизни и здоровья человека в различных условиях жизнедеятельности.

 Содержание дисциплины включает изучение следующих разделов.

Раздел 1. Теоретические основы БЖД. Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания.

Раздел 2. Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации. Приемы оказания первой помощи пострадавшим.

Раздел 3. Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения.

Раздел 4. Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека. Психофизиологические и эргономические основы безопасности.

Разделы распределены на два модуля

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных c планируемыми результатами освоения образовательной программы:

УК-7 способность поддерживать уровень физической подготовки для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности, создавать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций:

Знания:

основных понятий и концепций в области безопасности жизнедеятельности; основных опасностей природного, техногенного и антропогенного происхождения, их свойств и характеристик, характера воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, основ методов защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности; основ методов прогнозирования и оценки чрезвычайных ситуаций, приемов первой помощи пострадавшим, алгоритмов поведения персонала и населения в чрезвычайных ситуациях;  нормативных документов по обеспечению безопасности и охраны труда в профессиональной деятельности; анатомо-физиологических последствий воздействия на человека травмирующих, вредных и опасных поражающих факторов.

Дополнительная информация

Реализация компетентностного подхода в обучении дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» достигается за счет сочетанного применения как традиционных методов и форм обучения (лекционно-семинарская организация учебного процесса), так и инновационных. К последним относятся визуализация учебного материала на лекциях, проведение диспута, круглого стола, элементов ролевых игр, решение ситуационных задач, организация проектной деятельности и т.д. Преимущественной формой контроля результатов обучения является тестовый контроль. 

Форма промежуточной аттестации:  зачет.